
туризматик
туристический отдых для всех
во всех уголках мира
Успенский собор – ещё одно творение князя Андрея Боголюбского, уже в самом Владимире. До возвышения Москвы в XIV веке собор являлся кафедральным, и в нём венчались на княжение владимирские и московские князья.
После пожара 1185 года собор восстановил и расширил князь Всеволод Большое Гнездо, и каков был истинный облик первоначального храма Боголюбского – мы не знаем; это относится, например, к количеству глав собора: одни учёные считают первоначальный храм одноглавым, другие – пятиглавым. Сохранились, однако, многие черты, присущие изысканному архитектурному вкусу князя Андрея: это лепные изображения на центральных закомарах, иллюстрирующие библейские сюжеты («Три отрока в пещи огненной», «Вознесение Александра Македонского на небо») и изображающие всё тех же львов, птиц и женские маски. Стены и колонны собора очень тонкие, что придаёт ему определённое изящество.
Также храм воспринимался почти кубическим, хотя в действительности он был шестистолпным (а значит, вытянутым). Реконструкция первоначального облика проведена С. В. Заграевским.
По высоте владимирский собор превосходил Софийские соборы Новгорода и Киева.
При перестройке собора в 1185 году старый оказался как бы внутри нового. В стенах собора Андрея Боголюбского были пробиты дополнительные арки, чтобы внутреннее пространство собора обрело единство.
На внешние стены нового здания со стен старого перенесли скульптурные изображения, добавив к ним новые.
От первоначальных фресок собора сохранились лишь фрагменты. Зато в XV веке во Владимир были приглашены Андрей Рублёв и Даниил Чёрный.
Их росписи тоже сохранились не полностью, но объём того, что мы имеем, значителен. Например, это существенная часть композиции «Страшного суда», занимавшей всю западную часть храма, и отдельные изображения в алтарной части.
Успенский собор, таким образом, относится к немногочисленным постройкам, в которых вообще сохранились росписи Андрея Рублёва.
Екатерина II вознамерилась восстановить древний храм, для чего выделила значительные средства. «Восстановление», однако, было проведено в духе времени, например – древний иконостас Андрея Рублёва заменили на современный барочный. Перестраивался Успенский собор и в последующие годы.
Научная реставрация же была впервые проведена только в конце XIX века. Тогда удалось восстановить некоторые фрески и вернуть храму оригинальные шлемовидные главы вместо более поздних луковичных.