
туризматик
туристический отдых для всех
во всех уголках мира
Тот, кто попадёт в Стамбул, первым делом увидит огромный комплекс – Айя-София, что на площади Султанахмет. Этот памятник успел побывать и православным собором, и мечетью, а сегодня (с 1935 года) здесь находится музей.
Вплоть до постройки Собора святого Петра в Риме храм святой Софии в Константинополе оставался самой большой в мире христианской церковью. Его сооружение приходится на так называемый «золотой век» Византийской империи.
Император Юстиниан, создатель собора, по преданию, решил превзойти самого царя Соломона. В политическом отношении храм святой Софии должен был символизировать величие государства и церкви, которая вдруг, ни с того ни с сего, превратилась из общественного собрания верующих в грозную силу подавления и подчинения.
Ради прославления самого себя и своей империи Юстиниан не поскупился на громадные расходы, составившие три годовых бюджета Византийской империи. На постройку храма были потрачены самые лучшие строительные материалы. Так, мрамор привозили из Прокониса, Нумидии и других областей.
Из Рима, Эфеса и других городов привозились архитектурные элементы, взятые у античных храмов, прежде всего порфировые и мраморные колонны.
По древней легенде, Юстиниан пожелал покрыть весь храм, от подножия до купола, чистым золотом, однако астрологи предсказали ему, что в будущем к власти придут очень бедные цари, которые ради пополнения казны разграбят великую церковь. И тогда император умерил роскошь храма.
На всём протяжении средних веков, вплоть до взятия Константинополя османами, в храме создавались грандиозные мозаичные композиции, в которых, помимо чисто религиозных сюжетов, делались попытки создать реалистичные портреты императоров. Таковы изображения Александра и Льва. С течением времени мастерство художников развивалось, и на некоторых картинах мы видим освоение перспективы.
В некоторых случаях, однако, мастера не брезговали копированием античных образцов. Таково изображение, на котором императоры Константин и Юстиниан преподносят Богородице на вытянутых руках Константинополь и Собор святой Софии.
Скопирован здесь не только сюжет, но и манера изображения людей: на портретах императоры без бород, хотя в ту эпоху бороды были, так сказать, в моде.
Во времена османского владычества мозаики были тщательно затёрты, а убранство храма приобрело мусульманские черты. В наше время в результате восстановительных работ штукатурку с византийских элементов стёрли, и интерьер храма теперь как бы совмещает христианские и мусульманские черты.