
туризматик
туристический отдых для всех
во всех уголках мира
Субак – достопримечательность особого рода. Она представляет собой оригинальную социальную систему, существующую на индонезийском острове Бали и имеющую в своей основе коллективное орошение рисовых чеков.
Субак можно охарактеризовать как деревенские поселения, объединённые вокруг ирригационных систем. В 2012 году субак был занесён в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благодаря этому событию Индонезия теперь находится на первом месте среди стран Юго-Восточной Азии по количеству природных и исторических памятников (их теперь 8, вместе с субаком).
Большая часть острова Бали имеет горный рельеф, поэтому организация орошения рисовых полей связана с террасным земледелием. Большинство объектов, орошаемых с помощью ирригационной системы субака, располагается ниже, чем источник воды – река или озеро. Пользование водой в субаке общинное, оно основано на взаимопомощи между отдельными членами поселения.
А вот каждое поле обрабатывается крестьянами по отдельности – каждый обрабатывает только тот участок, который принадлежит ему. В сегодняшних условиях каждый житель субака регулярно делает денежный взнос в общую кассу, предназначенную для поддержания оросительной системы.
Управляется каждый субак выборным старейшиной, в обязанности которого входит руководство хозяйственной жизнью поселения. Важнейшие из этих обязанностей – согласование сроков посева и уборки риса, урегулирование имущественных конфликтов; так, хозяева участков, на которых расположены источники воды, пользуются определёнными льготами, так как площадь обрабатываемой земли у них меньше.
Кроме того, существенное значение имеет социально-религиозное объединение жителей субака. Его центром служит общинный храм. Священник является наставником поселян как в чисто религиозной, так и в хозяйственной жизни.
Пользование водой в субаках сакрализовано, а каждый вид хозяйственных работ сопровождается религиозными ритуалами. Идеологическим смыслом существования субака считается принцип «Три хита карана» («Три условия благополучия»), который предполагает гармонию взаимоотношений человека с божественными силами, природой и другими людьми.
Принцип не является чисто религиозным, и принят он был только в 1966 году в результате специальной конференции, однако балийцами он воспринимается как неотъемлемая часть индуистской религии, тем более что основывается на общеизвестных индуистских истинах.